EN
 / Главная / Публикации / Владимир Толстой: Книга умрёт только вместе с самим человечеством

Владимир Толстой: Книга умрёт только вместе с самим человечеством

Редакция портала «Русский мир»30.11.2020

Фото: rtr-vesti.ru

3 ноября состоялось торжественное открытие XIV Ассамблеи Русского мира. Одним из спикеров панельной дискуссии «Русский мир онлайн» стал советник Президента России, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой. Его выступление было посвящено чтению в цифровую эпоху.

– Я убеждён, что природа человека остаётся неизменной в чём-то важном, глобальном. Времена меняются, меняются технологии, и история книги как явления насчитывает уже не одно тысячелетие.

Истории книги – такой, какой мы её привыкли видеть, привычной нам печатной книги, – тоже уже несколько столетий: середина XV века – время появления первых печатных книг. И за это время, конечно, произошло очень много технологических революций – можно, наверно, так их назвать, и каждый раз, когда происходило какое-то новое, глобальное изобретение, появление чего-то принципиально нового для людей, сразу же появлялись мнения о том, что то, что существовало прежде, должно умереть, прекратить свое существование.

Появилось радио – и стали предрекать кончину книги, появилось телевидение – и стали говорить о неизбежной скорой смерти театра. Когда возник кинематограф – тем более театру предрекали скорую гибель. Ничего этого не произошло. Сегодня интернет занимает огромное пространство нашей жизни, он полностью захватил информационную среду, и раздаются голоса о том, что вот уж теперь-то точно всё – и книгу, и радио, и телевидение, и театр, и кинематограф, – всё заменит цифровое пространство, интернет-пространство. Думаю, что это тоже не так.

Если говорить конкретно о чтении, то сегодня нужно подумать о том, что есть два принципиально отличающихся друг от друга способа, два разных метода чтения. Это как будто бы даже два разных явления, просто называющихся пока одним и тем же словом, потому что есть, сохраняется еще чтение фундаментальное, глубокое, неспешное. Это такой диалог читающего с пишущим, читателя и автора, где идёт глубокое погружение в художественный текст и создание каких-то миров во время этого чтения. И чтение совсем другое – чтение поверхностное, необходимое просто для того, чтобы быстро получить какую-то информацию.

Они принципиально отличаются одно от другого. Понятно, что сегодня как раз интернет-пространство, интернет-технологии диктуют массовый, тотальный переход к чтению быстрому и поверхностному, которое позволяет за очень короткое время найти уже обработанный для тебя колоссальный объём информации. Что-то, может быть, остаётся, но в целом, как любая поверхностная информация, она в основном проскакивает. И ты понимаешь, что в любой момент можешь её добыть снова, когда она тебе понадобится, в два, в три клика найти практически любой ответ на практически любой интересующий тебя вопрос.

Заменяет ли это вот то самое глубокое фундаментальное чтение, о котором я говорил? Конечно, нет. Не заменяет и никогда не сможет заменить, потому что на эту тему уже сделано немало исследований, которые со всей достоверностью говорят о том, что в нашем мозгу происходят совершенно разные процессы в двух этих случаях. И если в первом случае – в случае внимательного, глубокого взаимодействия с текстом – художественным, публицистическим, историческим, поэтическим, любым – происходит колоссальная работа мозга, он откликается, пульсирует и создаёт новое качество, то во втором случае этого не происходит.

Если мы не хотим себя обеднять, если мы хотим оставаться людьми творческими, интересными, интеллектуальными, мы не должны подменять одно другим. Мы должны пользоваться тем, что дают современные технологии. Нужно, конечно, ориентироваться во всех новинках цифрового пространства, но при этом, если есть желание, быть, если хотите, особенным – это тоже становится признаком некоей, в самом лучшем смысле этого слова, элитарности.


Как хорошее высококачественное образование, так и умение, искусство читать по-настоящему делают тебя даже в конкурентной современной среде человеком более успешным, умеющим и знающим больше, способным не только на воспроизведение информации, но и на творчество, на способность что-то придумывать, созидать, фантазировать, изображать.

Поэтому мне кажется, что это будет существовать еще долгие-долгие-долгие годы, десятилетия и столетия вместе. Книга умрёт только вместе с самим человечеством. Я очень надеюсь, что это не грозит ни одному, ни другому.

И конечно, очень важно каждой нации, каждому языку, каждому этносу сохранить свой язык, свои лучшие произведения, которые писались и копились, накапливались десятилетиями, столетиями. Только на этой основе можно продолжать развиваться. Только сохранив прошлое, можно смотреть в будущее. Это прямо касается и русского языка, и Русского мира. Если мы хотим сохранить Русский мир, мы должны сохранять русский язык и всё лучшее, что на нём когда-либо было написано.

Также по теме

Новые публикации

Предстоящий год для Омска будет насыщен культурными мероприятиями – город планирует широко отметить 200-летие Ф. М. Достоевского. Именно здесь писатель провёл четыре самых страшных и тяжёлых года на каторге. О важной роли Омска в судьбе писателя рассказывает директор Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман.
Студенчество во все времена – часть общества, живущая по своим законам. Не удивительно, что у обучающихся всегда существовал свой язык – речевой код, или социолект. В Татьянин день поговорим об особом языке русских студентов.
23 января отмечается День ручного письма. Этот международный праздник способствует сохранению навыков письма от руки и напоминает о его пользе и даже необходимости.
Группа исследователей из Всемирного банка и Университета Джорджтауна (Вашингтон) выявила странную закономерность Covid-19: существует обратная зависимость смертности от коронавируса и количества людских потерь, понесённых страной во Второй мировой войне.
Русский литературный театр «Диалог», один из наиболее признанных театров современного Русского зарубежья, был создан в Центральной публичной библиотеке Бруклина (Нью-Йорк), и до сих пор его спектакли идут с аншлагами. «Наши актёры влюблены в русскую литературу», – рассказывает «Русскому миру» основатель и руководитель театра Ирина Волкович.
Музыкальные и художественные школы получат особый статус, который не позволит приравнять их к обычным кружкам. Президентская инициатива позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования, воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров, и возвращает балльную оценку абитуриентов при поступлении.
В России открылся первый «Музей самоизоляции» – совместный интерактивный проект Музея Москвы и галереи «Триумф», и эта инициатива уже заинтересовала музейных профессионалов Берлина, Лондона и Нью-Йорка. О том, какие экспонаты эпохи коронавируса есть в его коллекции и как музей стал архивом эмоций и привычек человека-онлайн, в интервью «Русскому миру» рассказывает генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
200-летний юбилей Фёдора Михайловича Достоевского будет широко отмечаться не только в России, но и в Германии. Немецко-русский институт культуры в Дрездене выступил с инициативой проекта «Год Достоевского в Германии».