EN
 / Главная / Публикации / Елена Антипова – русская женщина, ставшая национальным достоянием Бразилии

Елена Антипова – русская женщина, ставшая национальным достоянием Бразилии

Светлана Сметанина12.11.2020

В Бразилии есть памятник русской женщине Елене Антиповой – детскому психологу и педагогу, полностью преобразившей всю систему школьного образования в этой стране. Именно она сумела изменить отношение к детям с особенностями развития. И она же разработала систему образования для одарённых детей. Среди её наследия – кафедры психологии в местных университетах, сеть сельских школ, центры помощи одарённым детям, да и сама система государственного школьного образования в Бразилии, основоположницей которой она стала.

С 7 по 14 ноября в Москве проходит XIV Международный кинофестиваль «Русское зарубежье». Учредители кинофестиваля – Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына и киностудия «Русский путь» стремятся познакомить современников с неизвестными страницами жизни русской диаспоры, с её настоящими героями, судьбы многих из которых по-прежнему почти неизвестны на родине.

Одной из таких неизвестных героинь стала наша русская соотечественница – психолог и педагог Елена Владимировна Антипова, внёсшая огромный вклад в развитие педагогической системы Бразилии. О её необычной судьбе рассказывается в документальном фильме, вошедшем в программу кинофестиваля «Русское зарубежье», «Между мирами».

Елена Антипова, 1930-е. Фото: museus.cultura.gov.br

В Таганцевской гимназии

Елена Антипова родилась в небольшом белорусском городке Гродно, где стоял полк её отца. Но вскоре её родители переехали в Петербург, где отец Елены, генерал-майор императорских войск, сделал прекрасную карьеру: стал начальником Владимирского военного училища. Ну а маленькую Елену отдали в Таганцевскую гимназию.

Основателем гимназии была Любовь Степановна Таганцева – учитель по призванию и по профессии, всю жизнь мечтавшая о собственной школе. Помог невероятный случай: она выиграла в лотерею изрядную сумму денег и всю её пустила на организацию гимназии с современными программами и индивидуальным подходом к учащимся.

По воспоминаниям учениц, в гимназии царили строгая дисциплина и научный дух критики. Здесь преподавали первоклассные педагоги, которых тщательно отбирала сама Л. С. Таганцева. В гимназию принимали после собеседования и девочек из совсем неимущих семей. Основательница учебного заведения находила для одарённых детей меценатов, которые платили за их обучение. Удивительным образом все эти моменты впоследствии проиграются и в судьбе самой Елены Антиповой.

Ну а одной из ближайших подруг маленькой Лены стала Елизавета Пиленко, в замужестве Кузьмина-Караваева, известная всему миру под именем матери Марии, участницы движения Сопротивления в Париже. За спасение еврейских детей она была казнена в газовой камере концлагеря Равенсбрюк, а позднее канонизирована.

Марксистский кружок и уроки для рабочих

В начале XX века русская интеллигенция была пропитана духом предстоящей революции. Не обошло это влияние и юных гимназисток. Вместе со своими подругами Елена стала членом гимназического кружка по изучению запрещённой марксистской литературы. Не останавливаясь на этом, девушки решили приносить практическую пользу и пошли «в народ» начали преподавать арифметику, географию и иностранные языки рабочим Путиловского завода. В архивах сохранились документы, в которых говорилось, что за квартирой Елены Антиповой велось негласное полицейское наблюдение.

Чтобы оградить дочь от революционного влияния, мать Елены увезла её после окончания гимназии в Европу. В Париже Елена заинтересовалась психологией и стала посещать занятия в лаборатории Альфреда Бине и Теодора Симона – «отцов» всемирно известной шкалы измерения интеллекта. В то время они как раз начали свои исследования по поиску способа измерения умственных способностей ребёнка и того, как именно адаптировать обучение к детям с различным уровнем развития. Тогда в парижских школах начали применять первые интеллектуальные тесты для детей.

Благодаря знакомству с Эдуардом Клапаредом, ведущим специалистом по прикладной и педагогической психологии, основателем Института Жан-Жака Руссо в Женеве, который занимался исследованием психологии детей, Елена переезжает в Женеву. Она становится одной из самых успешных и любимых учениц учёного и принимает участие в эксперименте по психологическому исследованию детей в школах Женевы.

Эдуард Клапаред и Елена Антипова. Фото: researchgate.net

Интересно, что Институт Руссо в то время принимал на учёбу много женщин – их число женщин значительно превышало число мужчин. А сама Елена тогда же напишет серию статей, в которых защищает важность «Новой школы» и в особенности подчёркивает значимость образования для девочек и женщин. Свои статьи она пишет в Испании, где до 1910 года женщинам было запрещено обучаться в университетах.

Работа с беспризорниками

В её планы вмешалась Первая мировая война. Отец Елены был тяжело ранен. В 1917 году Елена отправляется на его поиски буквально на линию фронта. Мужественная девушка не только смогла найти отца, но и перевезти его в Крым, где жили их родственники. Таким образом, судьба распорядилась, чтобы Елена Антипова вернулась в революционную Россию. И тут же нашлась для неё работа по специальности – в психоневрологическом институте, который возглавлял Владимир Бехтерев. Ученик Бехтерева профессор Александр Лазурский стал одним из главных учителей Елены Антиповой. Именно Лазурский сформировал целостное учение о психологических особенностях личности, которое было положено в основу дальнейших практик Антиповой.

Молодой учёный прилагала усилия, чтобы новейшие психологические разработки применялись для решения социальных проблем в тогдашней революционной России. Её подопечными стали сироты и беспризорники карантинно-распределительного пункта в Петрограде, где она сумела провести обследование более тысячи детей.

Тогда же она вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого, в 1919 году у супругов родился сын Даниил. А в 1922 году мужа выслали из России в рамках известной акции «философский пароход» вместе с другими интеллектуалами, оказавшимися ненужными новой России. Через два года Елена с сыном выехала к мужу в Берлин. В её паспорте стояла годовая виза. Но, как оказалось, из России она уехала навсегда.

Но в Берлине ни личная, ни профессиональная жизнь не заладились, и Елена пишет письмо своему учителю – профессору Эдуарду Клапареду. Тот с радостью приглашает её в Женеву, где она получает место ассистента профессора в Институте Руссо. Казалось бы, её мечта сбылась – она вновь занята любимым делом в окружении единомышленников. Но далеко не всё было так просто. У Елены не было никакого устойчивого положения в Швейцарии: немецкая виза давно закончилась, а местные власти не хотели предоставлять ей вид на жительство. Эта затянувшаяся неустроенность и неопределённость стали решающими, когда Елена Антипова приняла неожиданное приглашение представителя властей одного из штатов Бразилии – организовать образцовую школу в рамках реформы образования. Так, в 1929 году она села на трансатлантический лайнер «Юлий Цезарь» и отправилась в совершенно неизвестную для себя страну.

«Во главу угла было поставлено уважение к ребёнку»

Опять ей казалось, что она едет туда ненадолго – всего на два года. Но жизнь распорядилась иначе. Поначалу Елена писала в письмах, что ей трудно приживаться в новых условиях: незнакомый язык, отсутствие друзей. Но постепенно новые задачи и цели её не просто затягивали, а увлекали. Она начинает работать в Училище по переподготовке педагогов, готовя учителей для той самой Новой школы, которая должна будет здесь родиться.

Училище для педагогов Е. Антиповой. Фото: researchgate.net

Её бывшие ученицы вспоминают, что донна Элена в корне изменила всю психологию начальной школы. Она объяснила местным педагогам, что необходимо понимать индивидуальные характеристики ребёнка. Для этого было организовано массовое психологическое исследование детей. По школам ходили её помощники, которые опрашивали детей, чем им нравится заниматься дома и в школе, какая у них любимая игрушка, кем бы они хотели стать, когда вырастут. И вся эта подготовительная работа велась для того, чтобы адаптировать образовательные процессы к уровню ребёнка и к развитию его интересов.

«Во главу угла было поставлено уважение к ребёнку. А до этого образование было безжизненным», так объясняет цель работы Елены Антиповой одна из её учениц, сама ставшая детским педагогом.

Незаметно пролетели два года. Когда власти спросили, хотела бы она продлить договор, Елена ответила: «да, но с одним условием – моя зарплата должна быть сокращена вдвое». Её сын Даниил так объясняет позицию матери: «Когда она сюда приехала, она очень много зарабатывала – как министры. И ей это казалось неправильным». Да, русская женщина ещё раз смогла поразить Бразилию.

«Фазенда Розарио» идеальный мир счастливого детства

Постепенно имя Елены Антиповой становится всё более известным в Бразилии, ей удаётся привлекать средства для своих новых проектов. Так, её заинтересовала проблема, почему дети бросали государственную школу. Выяснилось, что они попросту не успевали за школьной программой, и иногда целый класс выбывал по этой причине. Особенно она переживала за детей из бедных семей и детей-инвалидов.

Фестиваль на «Фазенде Розарио», 1963 г. Фото: museus.cultura.gov.br

Её соратники вспоминают, что Елена спрашивала: почему в городе, где нет войны, дети спят на улицах? Так появилась новая цель – помочь беспризорникам, теперь уже в Бразилии. И она открывает Общество Песталоцци (названное в честь известного швейцарского педагога и просветителя Иоганна Генриха Песталоцци) по уходу за детьми-инвалидами и другими особенностями развития. Общество Песталоцци будет способствовать созданию Дома юного рабочего, который станет приютом для беспризорных детей.

Также она обратила внимание, что жители городов настроены более агрессивно по отношению к умственно отсталым людям, чем люди в сельской местности. И тогда появилась идея – открыть свой детский приют где-нибудь за городом. С помощью меценатов она приобретает участок земли и открывает «Фазенду Розарио», превратившуюся со временем в целый образовательный комплекс, в котором реализовалась главная мечта Елены Антиповой о лучшем и справедливом мире, где каждый ребёнок получает право на образование и развитие.

В счастливом оазисе детства «Фазенды Розарио» дети учились, работали в саду и на кухне, слушали классическую музыку, читали стихи, занимались созданием керамики в студии, осваивали приёмы живописи и театрального искусства.

Е. Антипова с детьми. Фото: museus.cultura.gov.br

Её последователи подчёркивают, что Антипова всегда говорила: «У каждого человека есть способность делать что-то лучше других. И надо только разглядеть эту способность».

«Нужно вызволить наших детей с галер»

Постепенно проект «Фазенда Розарио» разрастался: там появился Институт сельского образования для будущих педагогов. Причём конкурс туда был очень серьёзный: из порядка 800 человек нужно было отобрать всего 45. В институте готовили в том числе тех учителей, которые будут работать с детьми, имеющими умственные и физические особенности.

Институт сельского образования. Фото: museus.cultura.gov.br

Елена Антипова сумела буквально перевернуть представление бразильского общества об этих детях, называя их не «отсталыми», а «исключительными». И этот же термин она применяет и к особо одарённым детям. По её убеждению, одарённые дети точно также нуждаются в особом подходе, поскольку на их дар зачастую не обращают внимания и не занимаются его развитием. Так появилась Ассоциация помощи одарённым детям.

Елена Антипова получила премию за свои труды и также, как когда-то основательница Таганцевской гимназии, она решает на эти деньги открыть новое образовательное учреждение для одарённых детей, чтобы развивать их таланты. Предполагалось, что обычные школы будут отправлять туда детей на внеклассные занятия. Причём большинство этих детей были из простых семей. И в школе Елены Антиповой для них открывалась совершенно другая жизнь: они попадали в красивое место, куда приглашались специальные преподаватели для занятий – биологи, театральные режиссёры, художники. Таким образом детям предоставлялся выбор той профессиональной сферы, которая им ближе и интереснее.

И ещё одна цитата Елены Антиповой, которую она часто повторяла: «нужно вызволить наших детей с галер», имея в виду под «галерами» однообразное школьное образование.

По словам автора научной биографии Е. В. Антиповой, заведующей отделом истории российского зарубежья Дома русского зарубежья Марины Сорокиной, «Вся русская интеллигенция начала XX века думала о том, как преобразовать этот мир – такой несчастливый и несправедливый по отношению к очень многим людям. Елена Антипова выбрала путь преобразования мира через образовательные ценности».

Дело, которое продолжает жить

Ещё в 1924 году сотрудники Института Руссо приняли участие в разработке Всемирной декларации прав детей, в которой говорилось, что каждый ребёнок имеет право на образование. И для Елены Антиповой это стало своего рода заповедью. Когда она приехала в Бразилию, там не было государственной системы образования, только частная. Не существовало системы сельского образования. Но вслед за школой Антиповой последовало расширение государственного образования по всей стране, особенно в сельской местности. Заслуги русского психолога и педагога получили признание на самом высоком государственном уровне. Она награждена высшей государственной наградой Бразилии – национальным орденом Южного Креста, президент Бразилии лично вручил ей медаль «За заслуги в области образования».

Памятник Е. Антиповой в г. Ибирите (Бразилия). Фото: museus.cultura.gov.br

Правда, в 1960-е годы в разгар студенческих волнений Елену Антипову едва не записали в коммунистки. К ней в дом даже приходили с проверкой – какие книги стоят у неё в шкафу, нет ли работ Маркса и Ленина. Но это стало мимолётным эпизодом, ничего не изменившем в её отношении к Бразилии, которую она полюбила как свою вторую родину.

В 1974 году Елена Антипова ушла из жизни. В последний путь её провожали многочисленные соратники, политики и ученики. Но и сегодня её дело продолжает жить. Создан Центр по развитию потенциала и талантов, который в прошлом году отметил 25 лет работы. Его специалисты приходят в школы, отбирают там талантливых детей и приводят их на занятия. Здесь же обучаются и глухонемые дети, дети с проблемами восприятия, моторики. С ними занимаются физиологи, логопеды, специалисты по восстановлению двигательных функций. Существует государственная школа Песталоцци, выросшая из Общества, основанного Еленой. Здесь же есть преподавательские классы для подготовки педагогов.

Занятия в Музее Елены Антиповой, г. Ибирите. Фото: museus.cultura.gov.br

Создан Фонд Елены Антиповой, в котором работает школа, психологическая клиника, общественная библиотека, недавно появилось профессиональное училище. На португальском языке изданы пять томов её научных работ. А вся её деятельность причислена к историческому наследию Бразилии. Сегодня все эти учреждения, основанные русской иммигранткой, продолжают принимать в своих стенах тысячи людей.

«Апостол женского рода, ниспосланный нам из российского поднебесья, она сама была лучшим примером того созидательства, которому учила, которое проповедовала самой жизнью своей», - так написал о Елене Антиповой известный бразильский писатель Отто Лара Резенде.

Также по теме

Новые публикации

Председатель правления фонда «Русский мир» выступил ведущим дискуссии «Русский мир онлайн», состоявшейся в рамках XIV Ассамблеи Русского мира. Вячеслав Никонов ответил на вопрос, что, по его мнению, способно сплотить Русский мир, вне зависимости от идеологических и политических предпочтений.
Известная военная лирическая песня «Огонёк» («На позиции девушка провожала бойца») на стихи поэта-песенника Михаила Исаковского стала невероятно популярной в Японии ещё с 1950-х годов. И до сих пор её можно услышать в исполнении популярных японских певцов. А русист Бункити Китаяма даже написал исследование о популярности русской песни в Японии.
В дискуссии «Русский мир онлайн», проходившей в рамках XIV Ассамблеи Русского мира, принял участие председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников, глава Русского клуба в Шанхае Михаил Дроздов. В своём выступлении он дал прогноз, как произошедшие в связи с пандемией изменения отразятся на движении соотечественников.  
Укреплять взаимопонимание между Россией и Германией призвали участники российcко-германской конференции «Муниципальное и региональное сотрудничество как мосты взаимопонимания». Конференция,  официально приуроченная к 75-летию окончания Второй мировой войны, прошла в формате онлайн в Берлине и в Москве.
3 ноября состоялось торжественное открытие XIV Ассамблеи Русского мира. Одним из спикеров панельной дискуссии «Русский мир онлайн» стал советник Президента России, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой. Его выступление было посвящено чтению в цифровую эпоху.
28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока, ключевой фигуры Серебряного века. Творческое наследие Блока – это поэзия высочайшего класса, но личность поэта одной лишь лирикой не исчерпывается.
XIV Ассамблея Русского мира завершилась совсем недавно, и наш портал активно освещал события этого большого форума соотечественников, собравшего более 3000 человек. По ещё не остывшим следам мы решили вспомнить важные тезисы, прозвучавшие в ходе ассамблеи.
Развитие молодёжной политики – одно из стратегических направлений стран Большого Каспия. Нередко оно сопряжено с работой некоммерческих и образовательных организаций. Именно об этом говорили представители вузов, молодёжных движений и органов государственной власти каспийского региона 26 ноября в рамках международного совещания по вопросам молодёжного сотрудничества.