RUS
EN
 / Главная / Публикации / Лучшие спектакли русских театров Европы и Америки привезли в Москву

Лучшие спектакли русских театров Европы и Америки привезли в Москву

Юлия Горячева04.09.2019

В Год театра москвичи и гости столицы смогут познакомиться с творчеством лучших театров русского зарубежья. На фестиваль «Мир русского театра», который открывается 4 сентября, приехали труппы из Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы. Председатель оргкомитета фестиваля, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков рассказал о событии в интервью «Русскому миру».

– Как начинался фестиваль «Мир русского театра», который проводит журнал «Театрал»?

– Уже двенадцать лет наш журнал, который выходит в свет с 2004 года, проводит международную премию «Звезда театрала». Она вручается лучшим актёрам, режиссёрам, спектаклям и театрам России на основании зрительского голосования в интернете.

В голосовании, проходящем на сайте премии, принимают участие десятки тысяч зрителей из более чем восьмидесяти стран мира. У премии есть и специальная номинация – «Лучший русский театр за рубежом», мы её учредили для поддержки русских театральных коллективов стран бывшего Союза, которые продолжают успешную деятельность.

Валерий Яков. Фото: пресс-служба фестиваля «Мир русского театра»

Со временем на эту номинацию зрители стали предлагать и русские театры дальнего зарубежья, существующие в самых разных уголках планеты. Мы заинтересовались их работой, стали писать о них, награждать, когда они побеждали в голосовании. И затем возникла идея собрать вместе такие коллективы, провести фестиваль в одной из стран, где эти театры трудятся.

Первый наш фестиваль «Мир русского театра» мы организовали в итальянской Тоскане, пригласив туда театры из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, США и Финляндии. Форум оказался настолько душевным, интересным и светлым, что Джузеппе Беланди, мэр города Монтекатини-Терме, где всё и происходило, предложил нам ежегодно проводить фестиваль в этом старинном городке. Но мы решили всё же рискнуть и двигаться в другие страны, приютившие русские театры.

– И много таких?

– К примеру, в одной только Германии их более 60. Несколько – в американском Бостоне, в Нью-Йорке, в канадском Торонто... Сегодня нет ни одного континента, за исключением Антарктиды, где бы не работали русские театры. Они все, как правило, организованы либо русскоязычными режиссёрами, либо актёрами – эмигрантами последней волны. Творческими людьми, оказавшимися за рубежом по разным личным причинам и сохранившими при этом верность своему призванию. Людьми, создавшими на новом месте обитания очень интересные русскоязычные театральные коллективы.

Фестиваль «Мир русского театра» в Берлине. Фото: пресс-служба фестиваля

Вокруг большинства таких театров существует и своя особая аудитория, интересующаяся русской культурой, русскими театральными традициями и русским языком. В некоторых странах эти театры создают детские студии, открывают кружки и курсы для взрослых, как, к примеру, в Финляндии, в Австрии, во Франции, в Италии... Таким образом, в современном русском зарубежье эти театры занимаются, по сути, миссионерской деятельностью, популяризируя нашу культуру и язык, создавая интернациональные сообщества людей, увлечённых русским искусством.

– Какова география фестиваля?

– В первый раз, как я уже говорил, мы проводили фестиваль в Италии – в июне 2017 года. Второй фестиваль на следующий год мы провели в Берлине. К этому времени уже создали экспертный совет, который рассматривал присланные заявки и отбирал наиболее интересные спектакли. Надо сказать, что на второй фестиваль мы получили более двадцати заявок из разных стран. Отобрали восемь. Третий фестиваль провели в июне нынешнего года тоже в Берлине. Из двадцати пяти заявок отобрали восемь и пригласили на форум русские театры из Австрии, Великобритании, Дании, Германии, Франции, Финляндии...

Спектакль «Ласточка» театра «ОК», Варшава. Фото: world-of-russian-theatre.com

Примечательно, что на спектакль венского театра «8+» по рассказам Чехова пришёл целый класс местных немецких школьников, изучающих русский язык. Представляете: немецкие подростки пришли послушать Чехова на русском языке!!! Хотя спектакли, как правило, сопровождаются субтитрами.

– Как интересно! А каким образом местные зрители узнали о фестивале?

– Мы проводим большую информационную кампанию в местной прессе, на радио, телевидении, на интернет-ресурсах, размещаем наружную рекламу. Причём материалы выходят не только в русскоязычной прессе, но и в немецкой.

– Есть ли какие-то особенности у вашего фестиваля, которые отличают его от других?

– Мы никогда не определяем победителей. Дипломы вручаем всем участникам. Наш фестиваль «Мир русского театра» – скорее презентационная площадка для русскоязычных театральных коллективов с разным уровнем возможностей.

Ведь диапазон состава творческих коллективов довольно широк. К примеру, в туринском «Балаганчике» Ольга Калениченко – профессиональный режиссёр, а в самой труппе – в основном любители. Есть и театры с профессиональными актёрами разных стран, которые приглашаются для работы в конкретном спектакле – как в театре «Хамелеон» из Лондона...

Убеждён: поддержать всех – без оценки жюри и объявления лауреатов – достойно и правильно. Единственная преференция для участников фестиваля – возможное приглашение лучших спектаклей на московскую сцену. Так, к примеру, мы сделали после фестиваля в Италии, пригласив в Москву нью-йоркский театр STEPS с интересным спектаклем «Спросите Иосифа», посвящённым Бродскому. А в этом году приглашаем уже три спектакля.

Спектакль «Поверх барьеров» театра «Диалог», Нью-Йорк. Фото: world-of-russian-theatre.com

В рамках фестиваля также проводятся разнообразные мастер-классы и круглые столы, где обсуждаются проблемы русскоязычных театров за рубежом. Приглашаем и наших мастеров сцены – в качестве почётных гостей. В прошлом году Евгений Князев, ректор театрального института имени Щукина, заслуженный артист России, показал на фестивале мастер-класс своим моноспектаклем «Пиковая дама». В этом году Ольга Тумайкина, заслуженная артистка России, представлявшая Вахтанговский театр, провела тематический вечер, посвящённый ушедшему от нас не так давно Владимиру Этушу. А в рамках работы круглого стола состоялись выступления известного режиссёра, профессора Щукинского училища Владимира Иванова, профессора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной, драматурга, писателя и телеведущего Андрея Максимова.

– В Год театра в России вы приготовили столичному зрителю что-то особенное?

– В этом году наш фестиваль проходил в рамках масштабного международного культурного проекта «Русские сезоны», целью которых, по замыслу его организаторов, в числе которых и Министерство культуры России, является самое широкое представление русской культуры европейскому зрителю.

И теперь нам впервые удалось привезти в Москву сразу три лучших спектакля нашего берлинского фестиваля. Всё это благодаря поддержке Департамента культуры столицы. Таким образом вместе с нашим партнёром – театром «МОСТ» – мы создаём своеобразный театральный мост Берлин – Москва, который позволит российской публике увидеть лучшие работы русских зарубежных театров.

Театр «ОК» из Польши (основатель и художественный руководитель – Жанна Герасимова) покажет спектакль «Ласточка» по произведениям Ивана Тургенева. Коллектив театра «ZERO» из Израиля (основатель и художественный руководитель – Олег Родовильский) – спектакль по роману японского драматурга Кобо Абэ «Женщина в песках». (Эти спектакли пройдут на «Симоновской сцене» Вахтанговского театра).

Спектакль «Женщина в песках» театра «ZERO», Тель-Авив. Фото: world-of-russian-theatre.com

А посвящённый Борису Пастернаку и его музам спектакль «Поверх барьеров» литературного театра «Диалог» из Нью-Йорка (основатель и художественный руководитель – Ирина Волкович) пройдёт 7 сентября в театре «МОСТ».

– Что у вас намечено на перспективу?

– Мы подали заявку на грядущие «Русские сезоны» во Франции и планируем следующий фестиваль провести в Париже.

Также думаем над возможностью проведения тематических театральных зарубежных форумов, к примеру, лишь по пьесам Чехова, произведениям Достоевского или по современной драматургии.

– Вы как-то сотрудничаете с Ассоциацией деятелей русских театров зарубежья?

– Напрямую мы с ассоциацией не сотрудничаем, но её члены участвуют в нашей работе, поскольку в неё входят театры русского зарубежья, занятые в нашем фестивале «Мир русского театра».

Кстати, первую премию «Звезда театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» получил Тбилисский государственный русский академический драматический театр имени А. С. Грибоедова. И вручена она была Николаю Свентицкому, который возглавляет ассоциацию. 

Также по теме

Новые публикации

Погода ненастная, время простудное, повсюду реклама лекарств от всевозможных болячек, и потому ипохондриков развелось великое множество. В литературе есть замечательный пример ипохондрика, обнаружившего у себя признаки всех заболеваний, о которых он прочитал в медицинском справочнике: герой романа «Трое в лодке, не считая собаки»…
17 января 1945 года в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции советские войска освободили столицу Польши от немецко-фашистских захватчиков. Красной армии понадобилось несколько суток, чтобы изгнать гитлеровцев.
Как правильно говорить: «Белоруссия» или «Беларусь», «в Украине» или «на Украине»? Конечно, споры эти крайне политизированы, но мы обратимся к их лингвистической стороне. Быть может, знания из области истории языка помогут сторонникам радикальных точек зрения (с обеих сторон) системнее и глубже посмотреть на проблему.
Известный российский лингвист, инициатор создания и первый директор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Виталий Григорьевич Костомаров недавно отметил 90-летие,но не оставляет свои научные исследования. Учёный рассказал «Русскому миру», почему русский продолжает оставаться одним из наиболее успешных языков мира и как советские вожди способствовали тому, что мы продолжаем говорить на языке, созданном Пушкиным и Карамзиным два века назад.
Россию и Ливан связывают партнёрские отношения вот уже 75 лет – с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. Но эта связь началась гораздо раньше: более ста лет назад наши соотечественники приезжали в эти края, а некоторые из них описали их в художественных произведениях. Член Союза писателей Ливана Имадеддин Раеф решил восстановить эти произведения, которые сегодня имеют культурную и историческую ценность для Ливана.
Виктора Владимировича Виноградова без преувеличения можно назвать влиятельнейшей фигурой русской филологии. Будучи учеником таких авторитетных ученых, как А. А. Шахматов и Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и сам со временем дал путёвку в жизнь многим выдающимся учёным-лингвистам.
Московский ансамбль народного танца «Гжель» встретил Новый год в Вероне и будет гастролировать по Италии почти до конца января. Часть декабря «Гжель» провела в Китае. Один из самых гастролирующих народных ансамблей России проводит по полгода и более за рубежом. И политические перипетии последних лет практически не сказались на гастрольном расписании ансамбля.
После новогодних праздников не все бодры и веселы. Многие выглядят осовевшими. Или осоловевшими? Попробуем разобраться, как же правильно. Для начала сравним симптомы. Если ваши коллеги замирают в оцепенении, смотрят в одну точку невидящими глазами, не реагируют на обращённую к ним речь, игнорируют вашу мимику и жестикуляцию, про них можно сказать, что они осовели. Представьте себе сову днём...